Регулирование рынка Форекс в России — Рынок Forex сегодня многие считают смесью казино и «пирамид». Причина, конечно, в недостатке информации. Несмотря на то, что его реальный оборот денег составляет больше 4 триллионов долларов в день, для России этот рынок можно назвать одним из самых архаичных и заброшенных, но все постепенно меняется и популярность растет.
Поэтому многих трейдеров интересует вопрос – можно ли сделать российский валютный рынок регулируемым и централизованным? А также, почему крупные участники рынка Forex начали объединяться? Или кем могла бы регулироваться работа на валютном рынке?
Сейчас многие компании, которые предоставляют доступ к торговым операциям на валютном рынке, регистрируются на Британских Виргинских Островах, Сейшельских островах и т.д. Как правило, сайты таких компаний даже не содержат контактной информации. Максимум, можно встретить e-mail или skype или телефон на который и позвонить то сложно. Насколько работа таких компаний соответствует законам, говорить сложно.
Как правило, каждый гражданин сам решает, куда стоит инвестировать свои средства. К сожалению, сегодня законодательством Российской Федерации не устанавливаются правовые статусы организаций, которые работают на рынке Форекс. По этой причине российские инвесторы часто получают отказы от иностранных структур. При этом нужно учитывать, что Форекс-компании бывают разные. Некоторые являются брендами с многолетней историей и регулированием самыми строгими юрисдикциями. А некоторые – компаниями-однодневками, работать с которыми достаточно рискованно.
Во втором случае недостатки работы очевидны как для государства, так и для участников рынка.
По этим причинам многие компании решили, что необходимо создать саморегулируемую организацию, члены которой должны соблюдать организационные, финансовые и морально-этнические стандарты и нормы ведения бизнеса в финансовой сфере. По сути, вопрос регулирования валютного рынка был затронут еще в 2003 году, когда три компании-лидера – Альпари, Телетрейд и Форекс-клуб приняли решение создать организацию под названием КРОУФР (Комиссия по регулированию отношений участников финансовых рынков), которая была организована в 2004 году.
Именно с появлением такой организации связана развитие легализации отношений между клиентом и операторами рынка Форекс. Но КРОУФР не сумела вписать деятельность операторов форекс-компаний в сферу российского права. И этот вопрос впервые четко был сформулирован в 2008 году. В результате в январе 2011 года была создана организация НП ЦРФИН (Центр регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий), которая является саморегулируемой. Основное ее отличие от КРОУФР состоит в том, что ЦРФИН занимается компаниями, которые являются резидентами России.
На сегодняшний день главной функцией ЦРФИН является формирование концепции правового регулирования валютного рынка в России. При этом учитывается опыт других страх, который позволяет ответить на многие вопросы. После того, как концепция будет сформирована, ее передадут представителям государственной власти.
Все эти меры по сути осуществляются с единственной целью – повысить доверие населения России к рынку Форекс и сделать работу операторов валютного рынка более прозрачной.
Хочется также отметить, что на сегодняшний день основным средством защиты трейдеров и их денег является репутация брокерской компании. Так как при возникновении проблем доказать что-то в суде – очень сложная задача. Но сегодня существует практика рассмотрения аналогичных дел третейскими судами. И это, пожалуй, единственный вариант и единственная защита прав трейдеров РФ. Сейчас существует третейский суд при ЦРФИН и в его функции входит предоставление судебной защиты трейдерам. Рассматривается также вариант создания отдельных финансовых судов.
Опыт развитых стран Европы и Америки (США, Великобритания, а также Сингапур и т.д.) говорит о том, что защита прав участников валютного рынка – это реальная и выполнимая задача. Во многих странах Форекс давно вписали в регуляторную систему. И это помогает учесть многие моменты рынка.
Нужно учитывать, что формирование системы государственного регулирования – это нелегкая задача, которая требует четкости и конкретности. Опыт США показывает, что создание финансового регулятора может быть длительным процессом (многие компании оспаривали в досудебном и судебном порядке право NFA на доступ к финансовой отчетности), но результаты того стоят. Россия также должна через это пройти.
При этом очень важно правильно выбрать модель регулирования. В США есть государственные органы надзора CFTC и СРО NFA, в ЕС в каждой стране есть свой орган, который обязан обеспечивать соблюдение финансовыми институтами директив MiFID.
России максимально подходит американская модель регулирования валютного рынка при отсутствии запрета гражданам России работать с иностранными компаниями.
Налогообложение прибыли трейдеров
Еще одна важная деталь – это налогообложение прибыли трейдеров. Ведь если рынок выйдет из тени, то это вопрос встанет сам собой. Налогообложение предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Если трейдеры будут работать через российскую организацию, будет также вычитаться налог на доходы физических лиц. В отношении юридических лиц существует большая вероятность, что налог на прибыль организаций не получит распространения из-за большой сложности налогообложения.
Если будет сформирован полноценный национальный сегмент и законодательство, которое будет признавать финансовыми инструментами срочных сделок внебиржевые производные финансовые инструменты, налогообложение не станет противоречивым вопросом. В этом случае налог будет удерживаться автоматически при выплате дохода.
Бойцы невидимого фронта
Нужно отметить, что сегодня существует огромное количество форумов, блогов и сайтов, которые выступают против рынка Форекс. Они не дают объективную информацию, а лишь создают негативную репутацию этой сфере бизнеса или отдельным ее представителям. Как правило, это компании, которые используют «черный пиар» для выделения среди конкурентов.
Эффективная борьба с этим явлением возможна только с помощью регулирования данных вопросов соответственными органами. Возможно, ЦРФИН сумеет помочь и здесь.
Сегодня форекс-брокеры делятся на два основных вида. Первые – большие цивилизованные компании, которые готовы работать официально и вторые — компании-однодневки. Хоть в последнее время благодаря законы конкуренции вытесняют последних, они все-равно продолжают оказывать «медвежью услугу» всем участникам рынка, создавая негативную репутацию и отношение клиентов.
Основными причинами негатива, как правило, являются:
- Фирмы, которые занимаются обманом трейдеров.
- «Черный пиар» или желание выделиться с помощью поливания грязью другой компании.
- Нежелание трейдера брать ответственность за свои ошибки.
В каждой из этих ситуаций выход свой. Так, компании-однодневки или те, которые осуществляют обманные операции на счетах трейдеров, должны преследоваться законом. Компании, использующие «черный пиар» очень трудно отследить (ведь никто не говорит, что мы восхваляем свою компанию). Но все аналогичные действия должны также осуждаться в рамках ЦРФИНА.
Репутация – это ключ к развитию финансовых и валютного рынков в целом. Если репутация будет низкой, это станет причиной медленного развития отрасли или ее застоя. И это негативно повлияет на все компании данной сферы.
Уже сделано очень многое для развития системы государственного регулирования деятельности на валютном рынке. Этот вопрос волнует многих и не стоит на месте. Поэтому будем надеяться, что в скором времени мы будем наблюдать эффективную систему государственного регулирования рынка Форекс.
В следующей статье вы узнаете виды FOREX брокеров: https://forexlab.ru/types-of-forex-brokers/