Мировой фьючерсный рынок, в силу своей обширности, непрекращающихся темпов роста, наличия огромного количества финансовых инструментов и оборачиваемых на нем средств, является мощнейшим фактором, влияющим на мировую экономику. В этом кроется как сила, так и опасность данного рынка для всех без исключения стран мира.
Именно поэтому первоначально «дикое» существование фьючерсного рынка на сегодняшний момент жестко регулируется национальным законодательством стран – его участниц. Опасность различного рода махинаций, серых схем, «пузырей» и прочих малоприятных вещей как для инвесторов, так и для экономики в целом, вынуждает национальных, а теперь уже – и наднациональных регуляторов (например – в ЕС) минимизировать риски путем создания надзорных организаций и принятия регулирующей законодательной базы. О практике рыночного регулирования фьючерсов у наиболее серьезных мировых участниках рынка – подробнее.
США
В Соединенных Штатах регулирование фьючерсного рынка имеет богатую историю. Ведь именно там зарождался данный вид финансовых операций, именно компании и частные инвесторы Штатов были первыми пострадавшими, вынудившими своё правительство ввести регулирование данного рынка. На данный момент основные контрольно-надзорные функции в США в этой области возложены на Комиссию по товарной и фьючерсной торговле (CFTC) и Комиссию по ценным бумагам (SEC, в части прямых опционов и фондовых индексов), деятельность которых осуществляется в рамках принятых федеральных законов о ценных бумагах, о товарных биржах и прочих, непосредственно затрагивающих торговлю фьючерсами.
Работа CFTC, как основного регулятора заключается в жестком лицензировании всех участников фьючерсного рынка, а также последующем контроле за проводимыми ими операциям. Так, любые предлагаемые фьючерсы и опционы до попадания на биржу проходят предварительную проверку Комиссией и могут быть не допущены к торгам.
Комиссия требует от продавцов полного раскрытия всех нюансов и рисков, касающихся сделки, а также предоставления инвестору полной информации о своей деятельности. Наблюдение непосредственно за биржами осуществляется в постоянном режиме, любые несоответствия регламенту или нештатные ситуации гарантируют экстренное вмешательство в ход торгов и принятие решений о корректировке, вплоть до остановки торговых сессий.
Кроме того, Комиссия наделена правом осуществления некоторой нормотворческой деятельности, позволяющей ей вносить изменения в регламенты, стандарты и прочие технические аспекты работы финансовых бирж, равно как и одобрять, либо отвергать подобные изменения, вносимые самими торговыми площадками. Комиссия имеет право отменить, или приостановить любое действие биржи по собственному усмотрению.
Так как торговля акциями компаний также может происходить по фьючерсной схеме, то, безусловно, контроль за обширнейшим рынком фьючерсов на акции тоже немаловажная часть деятельности CFTC. Кроме применения всех вышеперечисленных инструментов, Комиссии в данном вопросе необходимо отслеживать недопущение торговли с помощью инсайдерской информации. Безусловно, законодательство категорически запрещает такого рода действия, однако в данном случае механизмы обеспечения равнодоступности к информации по сделке не абсолютны, что приводит к частым скандалам при проведении подобных операций.
Кроме вышеуказанных регуляторов, в США существует еще и организованная участниками рынка негосударственная Национальная фьючерская организация (NFA), призванная, в первую очередь, следить за вопросами этики биржевых торгов, к которым, безусловно, относится и «черный инсайд».
Соединенное Королевство
Фьючерсная торговля в Великобритании регулируется Законом о финансовых услугах (FSA). В рамках этого закона действуют и регуляторы рынка. Прежде всего, это Управление по ценным бумагам и рынкам (SIB), а также ряд некоммерческих саморегулируемых объединений участников рынка (CPO), основное из них – Совет по ценным бумагам и фьючерсам (SFA).
SIB наделен исключительными полномочиями по регулированию фьючерсного рынка и, являясь подчиненным Министерству органом, считается основным регламентирующим органом, определяющим правила и регламенты торговли в рамках Закона.
Деятельность этих и ряда других английских CPO, участвующих в регулировании рынка, весьма схожа с описанной выше американской схемой. Следует лишь отметить, что английские регуляторы подходят к своей деятельности еще более щепетильнее, чем их американские коллеги, в этой связи британская часть мирового фьючерсного рынка меньше страдает от различного рода махинаций и непрозрачных схем. Хотя, конечно, в силу плотной интеграции обоих рынков, довольно сложно категорически это утверждать.
Япония
Регулирование японского фьючерсного рынка интересно тем, что осуществляется целым рядом правительственных организаций, каждой в своей области. Так, японское Министерство финансов регулирует, очевидно, рынок финансовых фьючерсов, за работу рынка энергетических<
сделок отвечает Министерство внешней торговли, а по сельскохозяйственным фьючерсным контрактам регулятором выступает профильное Министерство сельского хозяйства и продовольствия.
С одной стороны, подобный подход имеет ряд неоспоримых преимуществ: каждый профильный орган наиболее тонко разбирается в деталях регулируемого сегмента рынка, владеет наиболее полной ситуацией на нем, что позволяет минимизировать риски от непрофессионализма в управления. С другой стороны, подобное разделение рынка на сегменты приводит к очень серьезным проблемам в области координации и единства деятельности регуляторов, бюрократическая система каждого из которых весьма не поворотлива и отличается общеизвестной японской приверженностью только к собственной отрасли.
В этой связи, японский финансово-товарный рынок в общем, и фьючерсный в частности, довольно серьезно зарегулирован, изменения в лучшую сторону там хоть и происходят, но достаточно медленно, что, в свете не самого лучшего состояния японской экономики, вызывает множество совершенно справедливых требований к реформированию системы.
Другие страны
В большинстве других стран регулирование фьючерсных рынков очень схоже с американской или английской системой, либо находится в состоянии полуанархии, на этапе становления законодательной базы. Во втором случае, игрокам, желающим поучаствовать в серьезных операциях, приходится регистрировать свои предприятия в юрисдикции одного из регуляторов крупных стран, либо работать через аккредитованных в них брокеров, иначе выход на рынок больших операций будет заказан. Рынки с неустоявшимся, либо слабыми законодательными нормами относятся к высокорисковым, поэтому и привлекают к себе не очень большое количество продавцов и инвесторов, желающих получить дополнительную прибыль на более высоких процентных ставках, либо намеренно собирающихся организовать не совсем законную сделку.
Хеджирование — https://forexlab.ru/futures-hedg/